On-line студия звукозаписи StudioNet


Словарь


ASIO – кроссплатформенный протокол, разработанный компанией Steinberg для передачи множества каналов звука на звуковой интерфейс и из звукового интерфейса при очень низком времени ожидания.
AUX (auxiliary) – дополнительный (вход).
Beats Per Minute (BPM) – число долей такта в минуту, обозначение темпа.
Core Audio – мультимедийный инструментарий системного уровня, который поставляется вместе c Mac OS X и представляет собой тип драйвера и формат плагинов.
DAW (Digital Audio Workstation) – цифровая музыкальная станция; этим акронимом обычно обозначают секвенсоры.
DirectX – мультимедийный инструментарий системного уровня, который поставляется вместе с Windows и представляет собой типы драйверов и формат плагинов. Этот инструментарий, название которого обычно сокращается до DX, используется для поддержки звука системного уровня и передачи MIDI.
Fade-in – постепенное нарастание звука.
Fade-out – постепенное затухание звука.
General MIDI (GM) – стандарт в MIDI. Банк General MIDI должен иметь 128 тембров (Program Change) и один набор ударных (Drum Kit). Кроме того точно определено, какие именно инструменты соответствуют каждому номеру Program Change и в какие именно группы они собраны. MIDI-каналы с 1 по 9 и с 11 по 16 являются мелодическими. MIDI-канал 10 закреплен за набором ударных инструментов, причем каждая нота в этом наборе соответствует определенному ударному инструменту. Количество одновременно звучащих голосов (полифония) должно быть не менее 24. Каждый тембр (инструмент) должен отрабатывать плавное изменение высоты звука по командам MIDI-сообщения Pitch Bend. По умолчанию максимальное удаление – один тон вверх и вниз.
HPF (high-pass filter) – устройство, подавляющее сигнал низкочастотного диапазона и не влияющее на высокочастотный.
LFO (low frequency oscillator) – генератор низкой частоты; синтезирует звук вплоть до нижнего частотного порога слуха. Обычно используется в качестве огибающей.
LPF (low-pass filter) – устройство, подавляющее сигнал высокочастотного диапазона и не влияющее на низкочастотный.
MIDI – аббревиатура от Musical Instrument Digital Interface (Цифровой интерфейс музыкального инструмента). Чаще всего MIDI-данные представляют собой информацию о нотах и темпе, полученную от клавиатуры или другого MIDI-инструмента. После записи MIDI эти данные могут использоваться в сэмплерах, звуковых модулях и синтезаторах. MIDI – это не музыка, и это надо запомнить наизусть.
MIDI-интерфейс (MIDI Interface) – устройство, используемое для перемещения MIDI-данных в компьютер и из компьютера. Большинство современных MIDI-интерфейсов подключается к компьютеру через порт USB.
ReWire – разработанный компаниями Steinberg и Propellerheads протокол, который позволяет нескольким приложениям передавать звук, MIDI и данные о темпе. ReWire используется для управления одной программой из другой на одном компьютере.
RMS (root mean square) – параметр, отражающий среднее значение сигнала. Более информативен, чем параметр измерения пиковой мощности.
SMPTE (time code) – код, принятый организацией SMPTE для синхронизации работы разных устройств. Его формат – Hours : Minutes : Second : Frames (Часы : Минуты : Секунды : Кадры/Фреймы); в каждой секунде 30 кадров.
SPDIF (Sony/Philips Digital Interface Format) – формат цифрового интерфейса фирм Sony и Philips. Стандарт передачи данных от одного цифрового устройства другому.
Sysex – сокращение от System Exclusive. Разработчики могут использовать Sysex для управления любыми параметрами. Sysex часто используется для архивирования и восстановления данных синтезаторов, устройств для создания эффектов либо студийного оборудования.
THD (Total Harmonic Distortion) – коэффициент гармоник (увеличение побочных гармонических составляющих, вносимых нелинейностью тракта). На слух наибольшие искажения вносят нечетные гармоники высших порядков.
VST-инструмент (VSTi) – сокращенное название виртуальных инструментов, которые представляют собой программные звуковые генераторы. Большинство VST-инструментов – это синтезаторы или сэмплеры, которые генерируют звуки при помощи MIDI.
Аналоговый сигнал (analog signal) – сигнал, управляемый уровнем напряжения, в противоположность управлению импульсами. Аналоговый звук более точно передает первоначальный звук, чем это может сделать цифровая запись. Недостатки: аналоговый сигнал имеет большие потери при обработке, к тому же уровень соотношения сигнал–шум у него хуже.
Амплитуда (amplitude) – 1. При гармонических колебаниях – наибольшее отклонение от среднего значения. 2. Соответствует понятию громкости: чем больше амплитуда, тем больше громкость.
Амплитудная модуляция (amplitude modulation) – процесс периодического изменения громкости звука (амплитуды). Если частота изменения (модуляции) низкая (секунды и доли секунды), то получается обычный эффект тремоло. Высокая частота модуляции может сильно изменить тембр звука. См. также Модуляция.
Амплитудная огибающая (amplitude envelope) – показывает зависимость громкости звука от времени, от Attack до Release. Многие синтезаторы используют метод амплитудной огибающей для получения музыкальных синтезированных звуков.
Аудиоинтерфейс (audio interface) – аппаратное обеспечение, используемое для передачи звука в компьютер и из компьютера. Аудиоинтерфейсы могут использовать порты USB или FireWire для соединения с компьютером, либо представлять собой PСI-карты, которые устанавливаются внутри компьютера.
АЦП (ADC, Analog-to-Digital Converter) – аналого-цифровой преобразователь.
АЧХ (амплитудно-частотная характеристика) – график зависимости амплитуды сигнала на выходе от его частоты при неизменной амплитуде сигнала на входе. Тракты с горизонтальной внутри частотного диапазона АЧХ называют частотно-независимыми.
Белый шум (white noise) – сигнал, в котором энергия равномерна распределена по всем частотам во всех октавах. Используется в качестве тестового и настроечного сигнала. Применяется в синтезаторах для создания эффектов шума ветра и дыхания
Вибрато (vibrato) – модуляция высоты сэмпла с определенной глубиной и скоростью, управляемая определенной формой волны (LFO), которая увеличивается с 0 до определенной величины.
Возбуждение (transient) – начальная часть звучания инструментов, особенно щипковых и ударных, или просто короткий громкий начальный фрагмент звука.
Вуфер (woofer) – См. Сабвуфер.
Гейт (gate) – пороговый фильтр.
Динамический диапазон (dynamic range) – разница между самым тихим и самым громким уровнями сигнала.
Дискретизация (sampling)– процесс конвертирования непрерывного (аналогового) сигнала в дискретную последовательность фиксированных значений, снятых через некоторый интервал (шаг) по времени (шаг обратно пропорционален частоте дискретизации и при частоте, например, 1000 Гц равен одной тысячной доле секунды). Чем меньше шаг дискретизации, тем больше значений сигнала (сэмплов) в секунду фиксируется и тем точнее будет эта последовательность отражать реальный звук. Запись на аудиодисках при частоте дискретизации 44,1 кГц содержит 44100 отсчетов на секунду звучания.
Директ-бокс (DI-box) – устройства, используемые для подключения инструментов с линейным выходом к микрофонным входам микшера.
Деэссер (deesser) – программа или устройство цифровой обработки звука. Предназначены для того, чтобы автоматически определять в файле или звуковом потоке звуки «с», «ч», «ш» и с помощью фильтра уменьшать их громкость.
Дизеринг (dithering) – метод обработки звука в важном для человеческого уха диапазоне слышимости. Обычно применяется при переходе со звукового формата большой разрядности (20–24 бита) на принятый при записи CD 16-битный формат.
Дисперсия (dispersion) – диапазон или область, на которую распространяется действие прибора. В отечественной литературе эта характеристика до недавнего времени называлась «направленностью».
Драйвер (driver) – сленговое название динамика.
Драм-кит (drum-kit) – специальный набор сэмплов (звуков) ударных и перкуссионных инструментов. Каждой ноте фортепианной клавиатуры соответствует свой инструмент (сэмпл).
Заглушение (mute) – трек, часть, фрагмент, ноту или канал микшера можно заглушить. Заглушенный объект не проигрывается в проекте.
Интерполяция (interpolation) – алгоритм сглаживания звука. Позволяет избавиться от высокочастотных искажений после микширования некачественных сэмплов или кpивизны самого микширования и делает звук более натуральным.
Квантизация (quantize) – изменяет расположение нот во времени, обычно для большего соответствия нот решетке темпа. Чаще всего квантизация применяется после записи композиции для упорядочения расположения нот во времени.
Клиппинг (clipping) – отсечение; когда громкость сэмпла увеличена до максимума, пиковые значения срезаются, а последующие значения сглаживаются.
Компрессор (compressor) – устройство или программа, предназначенные для уменьшения (сжатия, компрессии) динамического диапазона.
Кроссовер (crossover, x-over)– устройство для разделения звука на несколько каналов по частотному признаку.
Кроссфейд (crossfade) – когда два сэмпла, композиции или просто фрагмента являются смежными, либо частично перекрывают друг друга, переход от одного к другому очень часто звучит не совсем приятно. Кроссфейд плавно уменьшает громкость одного сообщения, в то время как громкость другого плавно увеличивается, таким образом этот переход смягчается.
Лимитер (limiter) – устройство или программа для ограничения звукового сигнала на определенном уровне.
Микшер (mixer) –  устройство управления сигналами звукоусиливающей системы. Состоит из ряда однотипных вертикальных линеек, называемых каналами, и выходной секции. Обеспечивает согласование уровней, часто имеет встроенные эквалайзеры, возможность подключения внешних эффектов и средства маршрутизации сигналов, позволяющие направить звук на мониторные динамики, усилители и т.п.
Модуль (module) ­– 1. См. Плагин. 2. Одно устройство в рэке.
Модуляция (modulation) – изменение тональности в музыкальном произведении.
Мониторинг (monitoring) – прослушивание проекта. Качество мониторинга зависит от того, как настроено ваше звуковое устройства и управляющая программа.
Мультикор (multicore) – группа кабелей, объединенных под одной обшивкой в одну толстую «косичку» и имеющих соответствующую маркировку.
Мультитембральный (multitimbral) – синтезатор (внешний или программный) называется мультитембральным, если он может воспроизводить различные звуки на различных MIDI-каналах. MIDI-канал 1 может воспроизводить звук синтетического баса, а MIDI-канал 10 – ударные.
Нормализация (normalize) – пропорциональное изменение амплитуды всего сигнала таким образом, чтобы самый громкий сигнал соответствовал определенному уровню (например, 0 дБ).
Обход (bypass) – режим, при котором входной сигнал сразу попадает на выход схемы или устройства.
Огибающая (envelope) – кривая, осуществляющая контроль за управлением звука. Некоторые огибающие отображаются графически и имеют различные точки (узлы) или соединения, между которыми выведены линии, иллюстрирующие, как звук будет себя вести. Есть также другие огибающие типа ADSR. Они отражают такие параметры, как Attack (Атака – скорость нарастания звука), Decay (Декой или спад – постепенный спад звука), Sustain (Сустейн – показывает, как долго звук не спадает, задерживается перед спадом) и Release (Релиз или освобождение – показывает, как быстро звук угасает после окончания сустейна).
Осциллятор (oscillator) – устройство, которое производит звук вибрацией.
Панорамирование (panning, паннинг) – панорамирование относится к громкости, с которой звук играется в каждом из стереоканалов. Если звук в одном канале громче, чем в другом, то будет казаться, что его источник смещен влево или вправо относительно центра.
Паттерн (pattern) – ритмический или мелодический рисунок, фраза.
Пик (peak) – максимальное (и как правило, короткое) значение сигнала.
Плагин (plug-in) – плагины используются для обработки аудио и MIDI в различных аудиоприложениях. Некоторые плагины изначально есть в практически любом приложении, но вы можете добавлять в программу и дополнительные, внешние плагины. Плагин расширяет возможности изменения звучания,  и при этом вам не придется учиться работать с новым приложением.
Полифонический (polyphonic) – синтезатор называется полифоническим, если он может воспроизводить более одной ноты одновременно. Многие классические синтезаторы 70-х годов были монофоническими, то есть в один момент времени они могли воспроизводить только одну ноту.
Полутон (semitone) – это расстояние от одной ноты до ближайшей другой, расположенной выше или ниже. Визуально представить полутоны можно при помощи клавиш фортепиано: каждая клавиша отстоит на полутон от соседней клавиши.
Пресет (preset) – набор параметров, сохраненный под общим именем.
Разрядность (bit depth) – число разрядов (битов), предназначенных для записи значения амплитуды при ее преобразовании из аналоговой в цифровую форму. Обычно используется 16 или 24 бит. Чем больше разрядность, тем точнее записывается звук и выше его качество, однако тем большее место звуковой файл занимает на носителе.
Ревербератор (reverb) – устройство, позволяющее имитировать объем и акустику помещения.
Розовый шум (rose noise) – специальный тип сигнала, используемый  при тестировании аудиосистемы. Состоит из случайных частот равных энергий в каждой октаве.
Рэк (rack) – 1. Стойка для различных блоков и устройств. 2. Элемент программы, к которому подключаются другие модули в этой же программе.
Сабвуфер (subwoofer) – динамик, специально разработанный для воспроизведения низкочастотного диапазона.
Самовозбуждение (self-transient) – циклический процесс, проявляющийся в виде ревущих или свистящих звуков. Возникает при попадании сигнала на микрофон и повтором усилении.
Секвенсор (sequencer) – компьютерная программа или одна из функций синтезатора, которая способна записывать, воспроизводить и редактировать поток MIDI- и аудиосообщений. Иногда С. также называют «секвенсер».
Синтезатор (synth, synthesizer) – музыкальный инструмент с клавиатурой, схожей с клавишами фортепиано, играющий звуками, которые синтезируются электронными или электронно-вычислительными схемами.
Слайдер (slider) – см. Фейдер.
Субтрактивный (метод синтеза, subtractive) – разностный метод синтеза звука; в качестве исходных сигналов обычно используется меандр (прямоугольный, square), пилообразный (saw), прямой и обратный, а также треугольный (triangle).
Сэмпл (sample) – цифровое отображение аналогового звука. Сэмплы могут быть зациклены (looped) и воспроизведены на различной высоте. Сэмплом также называют единицу измерения амплитуды в цифровой записи.
Сэмплер (sampler) – устройство для цифровой записи и воспроизведения звука. В более распространенном и узком значении – музыкальный синтезатор, который использует в основе своих тембров не синтезированный, а записанный в цифровом виде звук реальных инструментов.
Сэмплирование (sampling) – 1. См. Дискретизация. 2. Запись образцов звучания (сэмплов) того или иного реального музыкального инструмента.
Фазоинвертор (bass reflex port)– специальное отверстие в колонке, позволяющее воздуху беспрепятственно перемещаться внутри колонки, не вызывая интерфереционных процессов. Также Ф. носит название «басовый отражатель».
Твитер (twitter) – динамик, разработанный для воспроизведения высокочастотного аудиодиапазона.
Фантомное питание (phantom power) – постоянное напряжение, передающееся по микрофонному кабелю без использования дополнительных проводников. Обеспечивает питание для емкостных микрофонов и активных DI-box, а также для некоторых систем связи.
Фейдер (fader) – регулятор для плавного изменения параметра. Выглядит как ползунок-полоска, по которому вверх-вниз или влево-вправо перемещается маленькая ручка.
Фильтр (filter) – ограничитель, отсекающий какую-то часть и пропускающий другую часть звука, подобно решету.
Флэнжер (flanger) – эффект воспроизведения звука с имитацией гребенчатой фильтрации (как будто вы слышите звук, находясь  на противоположном от источника звука конце тоннеля).
Хорус (chorus) – эффект, имитирующий исполнение одного и того же материала несколькими музыкантами. Обеспечивает более «жирный» звук.
ЦАП (DAC, Digital-to-Analog Converter) – цифро-аналоговый преобразователь.
Цикличная запись (cycle recording) – вы можете осуществлять запись, проигрывая одну и ту же часть проекта по кругу. Этот процесс называется цикличной записью, или лупом (loop). Его можно использовать для создания MIDI и аудиопроектов путем комбинирования результатов нескольких дублей записи в одной и той же части проекта.
Частота (frequency) – число колебаний волны в секунду. Также подразумевает частоту изменения тона сэмпла за секунду.
Частота дискретизации (sample rate) – цифровой звук создается путем снятия определенного количества сэмплов с аналогового звукового сигнала во времени. Частота произведения выборки с аналогового сигнала называется частотой дискретизации. Среди распространенных частот дискретизации, поддерживаемых Cubase, – такие, как 44,1; 48; 88,2 и 96 кГц. При частоте дискретизации 44,1 кГц (используемой для записи компакт-дисков) с сигнала производится выборка 44100 раз за одну секунду.
Эквалайзер (equalizer, EQ) – прибор или программа, изменяющая звук посредством подъема или подавления некоторых полос частот. Можно, например, добавить басы или убрать шипение высоких частот. Применяется для выправления частотного баланса отдельных сигналов или на выходе звукоусиливающей системы для коррекции акустических свойств зала либо самой системы, а также подавления резонансных частот самовозбуждения.
Экспандер (expander) – устройство или программа для расширения динамического диапазона сигнала.
Энхансер (enhancer) – программа или устройство цифровой обработки звука. Добавляет в звуковой сигнал верхние гармоники для создания более насыщенного, прозрачного, яркого звучания.
Эффект в разрыве канала (insert effect) – эффект, полностью обрабатывающий сигнал канала. Аудиосигнал из канала целиком передается в эффект, звук изменяется, а затем звук вместе с эффектом передается на канал микшера.
Эффект посыла/возврата (send effect) – эффект, который поступает параллельно на главный путь аудиоканала. При использовании эффекта посыла/возврата копия оригинального сигнала отделяется и посылается на эффект, оставляя остальную часть звукового пути канала нетронутой. Звук, обработанный таким эффектом, смешивается с необработанным эффектом обычно на мастер-фейдере.
Эхо (echo) – устройство, повторяющее звук несколько раз с постепенным уменьшением уровня сигнала (наподобие эха в горах).

Студия звукозаписи StudioNet Аранжировка, сведение, мастеринг. Наши клиенты получают весь комплекс студийных услуг не выходя из дома, в любой точке мира. Подробнее


On-line студия звукозаписи StudioNet


© 2005-2010  StudioNet  Tel: +7 926 248-7002      e-mail: studionet@mail.ru
Web Page Maker, create your own web pages.